Теоретические основы исследования конкурентной среды
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современные условия функционирования экономики России диктуют необходимость усиления конкурентоспособности отечественных рыночных агентов, а также формирования релевантной конкурентной среды для повышения эффективности их работы по отраслям в частности и в экономике в целом. Это требует проведения масштабных исследований фактического состояния указанных параметров, что невозможно без формирования базового научного инструментария анализа предложенных экономических феноменов. К настоящему времени единый научный подход к анализу конкурентной среды рынков и ее элементов окончательно не сформирован. Представители академической сферы, аналитики-практики и представители органов государственного управления экономикой трактуют конкурентную среду по-разному, что приводит к различным подходам к ее анализу и оценке параметров, что препятствует объединению усилий при разработке концепций развития рыночных агентов, повышению их конкурентоспособности и формированию релевантной нынешней ситуации в экономике конкурентной среды. При проведении данного исследования мы основывались на компаративном подходе анализа существующих трактовок исследуемых феноменов, а также на выявлении их эволюции соответственно развитию социально-экономических отношений. Данное исследование посвящено анализу эволюции научных трактовок категорий «конкуренция», «конкурентоспособность» и «конкурентная среда» с целью выявления широкого спектра существующих подходов к дефинированию данных феноменов, оценке их релевантности социально-экономическим процессам, сложившимся к настоящему времени, а также выработке методологических рамок анализа, позволяющих на их основе разрабатывать рекомендации рыночным агентам и органам государственной власти по повышению конкурентоспособности и параметров качества конкурентной среды.

Ключевые слова:
конкуренция, конкурентоспособность, конкурентная среда, эволюция, институты, методология исследования
Список литературы

1. Schumpeter, J. Economic Doctrine and Method – New York: Oxford University Press, 1954 – p. 103 – URL: https://competitionandappropriation.econ.ucla.edu/wp-content/uploads/sites/95/2017/08/SchumpeterEconomic doctrine.pdf

2. Smith, A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations, Vol. I and II, vol. II of the Glasgow Edition of the Works and Correspondence of Adam Smith – Indianapolis: Liberty Fund, ed. R. H. Campbell and A. S. Skinner, 1981– I.ii.1 – URL: https://competitionandappropriation.econ.ucla.edu/wp-content/uploads/sites/95/1970/01/WN1-4.pdf (Дата обращения: 15.12.2022).

3. Stigler, G. J. Perfect Competition, Historically Contemplated // Journal of Political Economy – 1957 – vol. 65, no.1 – p.1–17 – URL: http://www.jstor.org/stable/1824830

4. Kurz, H. D. Adam Smith on markets, competition and violations of natural liberty // Cambridge Journal of Economics – 2016 – vol. 40, no.2 – p.615–638 – URL: http://www.jstor.org/stable/24695923

5. Ricardo, D. The works and correspondence of David Ricardo – Indianapolis: Liberty Fund, edited by Piero Sraffa; with the collaboration of M. H. Dobb, 2004 – p.91 – URL: https://competitionandappropriation.econ.ucla.edu/wp-content/uploads/sites/95/1970/01/Principles-of-Political-Economy-and-Taxation-1817.pdf

6. Mill, J.S. Principles of Political Economy with some of their Applications to Social Philosophy – London: Longmans, Green and Co., ed. William J. Ashley, Seventh edition, 1909 – II.4.3 – URL: https://competitionandappropriation.econ.ucla.edu/wp-content/uploads/sites/95/2016/06/PrinciplePoliticalEconomy .pdf

7. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года – XXII – URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_m/marks_ekofil04.html

8. Palermo, G. Competition: a Marxist view // Cambridge Journal of Economics – 2017 – Volume 41, Issue 6 –P. 1559–1585 – URL: https://doi.org/10.1093/cje/bex006

9. Маркс, К. Капитал – Глава 8. Часть 5. – URL– https://www.marxists.org/russkij/marx/1867/capital_vol1/21.htm

10. Cournot, A. Researches into the mathematical principles of the theory of wealth – New York: The Macmillan Company, translated by Nathaniel T. Bacon with a bibliography of mathematical economics by Irving Fisher, 1897 – p. 90 – URL: https://competitionandappropriation.econ.ucla.edu/wp-content/uploads/sites/95/2016/08/Researches_into_the_mathematical_principles.pdf

11. Friedman, J. W. THE LEGACY OF AUGUSTIN COURNOT // Cahiers d’économie Politique / Papers in Political Economy – 2000 – vol. 37 – p. 31–46 – URL: http://www.jstor.org/stable/43107480

12. Вальрас, Л. Элементы чистой политической экономии или Теория общественного богатства - М.: Изограф, 2000 – с. 36. – URL: https://www.biznesbooks.com/ components/com_jshopping/files/demo_products/valras-l-elementy-chistoj-politicheskoj-ekonomii.pdf

13. Маршалл, А. Принципы экономической науки – с. 305 – URL: http://www.library.fa.ru/files/Marshall.pdf (Дата обращения: 18.12.2022).

14. Paul, E. F. W. Stanley Jevons: Economic Revolutionary, Political Utilitarian // Journal of the History of Ideas – 1979 – vol. 40, no.2 – p.267–283 – URL: https://doi.org/10.2307/2709152

15. Jevons, W.S. The Theory of Political Economy – London: Macmillan, 3rd ed, 1888 – p. 74 – URL: https://competitionandappropriation.econ.ucla.edu/wp-content/uploads/sites/95/2020/12/JevonsTheoryOfPolitical Economy.pdf

16. Groenewegen, P. Notions of Competition and Organised Markets in Walras, Marshall and some of the Classical Economists – URL: https://wp.unil.ch/walras/files/2011/03/02gronewegen.pdf

17. Edgeworth, F. Y. Mathematical Physics – London: C. Kegan Paul & Co., 1 Paternoster Square, 1881 – p. 18 – URL: https://competitionandappropriation.econ.ucla.edu/wp-content/uploads/sites/95/2020/12/mathpsychics.pdf

18. Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. - М.: Дело, 2003 – с. 81-86 – URL: https://howtotrade.biz/books/17%20-%20Risk%20neopredelennost%20i%20pribyl.pdf

19. Newman, P., & Vassilakis, S. Sraffa and imperfect competition // Cambridge Journal of Economics – 1988 – vol.12, no.1 – p.37–42 – URL: http://www.jstor.org/stable/23599522

20. Chamberlin, E. The Theory of Monopolistic Competition: A Re-orientation of the Theory of Value – London: Geoffrey Cumberlege, Oxford University Press, 1949 – p.9 – URL: http://digamoo.free.fr/chamberlin1933.pdf

21. Shubik, M. Information, Theories of Competition, and the Theory of Games // Journal of Political Economy – 1952 – vol.60, no.2 – p.145–150 – URL: http://www.jstor.org/stable/1825963

22. Moorthy, K. S. Using Game Theory to Model Competition // Journal of Marketing Research – 1985 – vol.22, no.3 – 262–282 – URL: https://doi.org/10.2307/3151424

23. Hovenkamp, H. Schumpeterian Competition and Antitrust – 2008 – Faculty Scholarship at Penn Law. 788 – URL: https://scholarship.law.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=&httpsredir=1&article=2790&context= faculty_scholarship

24. Фон Хайек, Фридрих. Смысл конкуренции // Современная конкуренция. 2009. №3 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-konkurentsii (дата обращения: 24.12.2022).

25. Panhans, M., & Schumacher, R. Theory in closer contact with industrial life: American institutional economists on competition theory and policy // Journal of Institutional Economics – 2021 – Vol. 17, no. 5 – p. 781-798 – URL: doihttps://doi.org/10.1017/S1744137421000357

26. North, D. C. Institutions and Economic Theory // The American Economist – 2016. – vol. 61, No. 1 – p. 72–76 – URL: https://doi.org/10.1177/0569434516630194

27. Pontikes, E. THE RED QUEEN: HISTORY-DEPENDENT COMPETITION AMONG ORGANIZATIONS // Research in Organizational Behavior – 2005 – Vol. 26 – p.351–371 – URL: https://www.academia.edu/4463439/THE_RED_QUEEN_HISTORY_DEPENDENT_COMPETITION_AMONG_ORGANIZATIONS

28. Этциони, Амитаи. Социоэкономика: дальнейшие шаги // Экономическая социология. 2002. №1. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsioekonomika-dalneyshie-shagi

29. Garcia, S. M., Tor, A., & Schiff, T. M. The Psychology of Competition: A Social Comparison Perspective // Perspectives on Psychological Science – 2013 – Vol. 8, no.6 – p. 634–650 – URL: http://www.jstor.org/stable/44290069

30. Shekhar Chaudhuri, & Sougata Ray. The Competitiveness Conundrum: Literature Review and Reflections // Economic and Political Weekly – 1997 – Vol.32, No.48, M83–M91 – URL: http://www.jstor.org/stable/4406121

31. Гражданский Кодекс РФ. Статья 5. Обычаи \ КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/585de80c7025af76bcccaf43322ef6bc8f2817fd/

32. Жук А. А. Конкурентная среда рынков: институционально-экономические характеристики // Современная конкуренция. 2011. №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnaya-sreda-rynkov-institutsionalno-ekonomicheskie-harakteristiki

33. Porter, E.M. How Competitive Forces Shape Strategy // Strategic Management – 1989 – URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-349-20317-8_10

34. Brandenburger, A. Porter’s Added Value: High Indeed! // The Academy of Management Executive (1993-2005) – 2002 – Vol. 16, no. 2 – p.58–60 – URL: http://www.jstor.org/stable/4165841

35. Hill, S. Managerial Economics: The Analysis of Business Decisions – London: Red Globe Press, 1989 – 378 p. – URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-1-349-19852-8

36. Commons, J. R. Institutional Economics // The American Economic Review – 1931 – vol. 21, no. 4 – p. 648–657 – URL: http://www.jstor.org/stable/495

37. Жук А.А., Белокрылова О.С. Мониторинг конкурентной среды российского рынка государственных и муниципальных закупок // Современная конкуренция. 2016. №5 (59). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-konkurentnoy-sredy-rossiyskogo-rynka-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok

38. Вольчик В.В., Жук А.А., Корытцев М.А. Конкурентная среда рынка высшего образования Ростовской области // Пространство экономики. 2017. №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnaya-sreda-rynka-vysshego-obrazovaniya-rostovskoy-oblasti

39. Приказ Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке от 28 апреля 2010 // электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» – URL: https://docs.cntd.ru/document/902215421

40. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) – Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе \ КонсультантПлюс – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/baabe5b69a3c031bfb8d485891bf8077d6809a94/


Войти или Создать
* Забыли пароль?