Кострома, Костромская область, Россия
В статье рассматривается проблема избыточного документооборота и ненужной отчетности, захлестнувших бюджетные организации современной России и приводящих к огромным затратам времени и сил работников бюджетной сферы. Цель статьи состоит в том, чтобы с помощью математического моделирования проанализировать причины образования и результаты избыточного документооборота и рассмотреть возможности для его регулирования. В основу модели положены следующие предположения. Агент (сотрудник бюджетной организации) не может уклониться от выполнения выдаваемого чиновником задания, предусматривающего составление того или иного документа в виде отчета, плана, программы. Чиновник (представитель вышестоящей организации или органов государственного управления) имеет неконтролируемую возможность требовать от подведомственной организации выполнения выдаваемого им задания в назначаемый им же срок. Показано, что если чиновник использует получаемые им документы в личных целях, то ему выгодно неограниченно увеличивать трудоемкость возлагаемой на агента отчетной нагрузки. Под влиянием бумажного прессинга агент вынужден сокращать все свои оплачиваемые усилия, направленные на выполнение должностных обязанностей, вплоть до их некоторого минимального значения, полностью исключающего проявление любой активности и инициатив. Из полученных результатов следует, что нет никаких оснований для того, чтобы обвинять такого чиновника, максимизирующего свою функцию полезности, в каких-либо враждебных намерениях. Обсуждаются четыре возможных к практическому применению меры для ограничения и регулирования бумаготворческой активности чиновника: 1) компенсация затрачиваемых сотрудниками подконтрольной организации усилий на составление требуемых документов; 2) обложение контролирующей организации корректирующим налогом на использование трудовых ресурсов подконтрольной организации; 3) сокращение кадров в контролирующей организации с сохранением всех функций и фонда заработной платы; 4) введение на законодательном уровне ограничений на количество, виды и размеры документов, которые контролирующая организация вправе требовать от подконтрольной.
избыточный документооборот, бюрократизация, отчетная нагрузка, отчетность, бумажный прессинг, чиновник
1. Амбарова П.А. Сверхбюрократизация как аномалия развития высшего образования в России // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24, № 1 (171). С. 173-183.
2. Бытко С.Ю. Бюрократизация правоохранительной системы как криминогенный фактор // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 4. С. 252-256.
3. Вольчик В.В., Филоненко Ю.В., Аверкиева Е.С., Ширяев И.М. Бюрократизация и адаптивное поведение в сфере высшего образования // Journal of Economic Regulation. 2016. № 4. С. 57-71.
4. Голик Ю.В. Бюрократизация науки недопустима (заметки после прочтения книги В.Н. Протасова «Методологические проблемы защиты диссертаций (на примере юриспруденции)» // Государство и право. 2021. № 12. С. 67-72.
5. Каплун К.Р., Труханович Д.С. Бюрократизация образовательного процесса как проблема реализации образовательной политики (на примере Мясниковского района Ростовской области) // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-8. С. 89-93.
6. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация... Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73-82.
7. Курбатова М.В., Донова И.В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Journal of Institutional Studies. 2019. № 11(2). С. 122-145.
8. Курбатова М.В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия // Мир России. 2016. № 4. С. 59-86.
9. Курбатова М.В., Левин С.Н., Саблин К.С. Импорт инструментов научной политики в современной России // Journal of Institutional Studies. 2021. № 13(3). С. 37-52.
10. Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. Лекции по экономике коррупции. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2011. 356 с.
11. Максим Орешкин рассказал о проблемах реализации нацпроектов Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_oreshkin_rasskazal_o_sistemnyh_problemah_v_realizacii_nacproektov.html (дата обращения: 30.0.2024).
12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд. Т. 13. М.: Государственное издательство политической литературы. 1959. 771 с.
13. Никонов В. 2015. Как оптимизировать отчётность в системе образования? [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://russkiymir.ru/publications/189024/ (дата обращения: 30.0.2024).
14. Орешкин предложил Кудрину искать врагов в Счетной палате [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.interfax.ru/business/681995 (дата обращения: 30.0.2024).
15. Осипов А.М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 4. С. 953-966.
16. Протасов В.Н. Иррациональные методы властвования как инструмент самосохранения и экспансии бюрократически организованных систем управления // Государство и право. 2017. № 10. С. 55-61.
17. Слива А.В., Березовский В.А., Фокина В.Н., Басов В.А. Финансовые и интеллектуальные потери вуза вследствие излишней бюрократизации в системе образования // Экономика образования. 2015. № 5(90). С. 4-16.
18. Смолин О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (статья 2) // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 30-37.
19. Стенографический отчет о заседании Совета по науке и образованию [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://science.gov.ru/events/sten/1923/ (дата обращения: 30.0.2024).
20. Тамбиянц Ю.Г., Шалин В.В. Бюрократизация отечественного высшего образования: факторы и перспективы // Общество: философия, история, культура. 2021. № 5. С. 31-39.
21. Тамбовцев В.Л. Действенность мер российской научной политики: что говорит мировой опыт // Управление наукой: теория и практика. 2020. № 1. С. 15-39.
22. Тамбовцев В., Рождественская И. Реформа высшего образования в России: международный опыт и экономическая теория // Вопросы экономики. 2014. № 4. С. 97-108.
23. Тощенко Ж.Т. Высшее образование на перепутье: куда ведут реформы (заметки скептика) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 400-417.
24. Цуриков В.И. О влиянии избыточного документооборота на трудовую активность сотрудника бюджетной организации // Экономика и математические методы. 2023. № 1. С. 65-78.
25. Abbott K., Genschel P., Snidal D., Zangl B. Beyond opportunism: intermediary loyalty in regulation and governance // Regulation and Governance. 2021. S1. P. 83-101.
26. Besley T., Burgess R.,Khan A., Xu G. Bureaucracy and Development. // Annual Review of Economics. 2022. No 14. P. 397-424.
27. Cadot O. Corruption as a gamble // Journal of Public Economics. 1987. No 2. P. 223-244.
28. Choi J.P., Thum M. Corruption and the Shadow Economy // International Economic Review. 2005. No 3. P. 817-836.
29. Crawford S.E.S., Ostrom E. A grammar of institutions. American Political Science Review. 1995. No 3. P. 582–600.
30. Downs A. Inside Bureaucracy. 1967. Boston: Little Brown and Co. 292 p.
31. Furubotn E.G., Richter R. Institutions and Economic Theory:The Contribution of the New Institutional Economics. 2000. University of Michigan Press. 556 p.
32. Gailmard S.F., Patty J.W. Slackers and Zealots: Civil Service, Policy Discretion, and Bureaucratic Expertise // American Journal of Political Science. 2007. No 4. P. 873-889.
33. Holmstrom B.R., Milgrom P. Multitask principal-agent analyses: Incentive contracts, asset ownership, and job design // Journal of Law, Economics and Organization. 1991. No 7 (special issue). P. 24-52.
34. Niskanen W.A. Peculiar Economics of Bureaucracy // American Economic Review. 1968. No 2. P. 293–305.
35. Niskanen W.A.. Bureaucrats and Politicians // Journal of Law and Economics. 1975. No 3. P. 617–643.
36. Park S. Politics or Bureaucratic Failures? Understanding the Dynamics of Policy Failures in Democratic Governance // Journal of Policy Studies. 2021. No 3. P. 25-36.
37. Prendergast C. The Limits of Bureaucratic Efficiency // Journal of Political Economy. 2003. No 5. P. 929-958.
38. Rose-Ackerman S. Corruption: A Study in Political Economy. Cambridge: Academic Press. 1978. 256 p.
39. Tullock G. The Politics of Bureaucracy. Washington, D.C.: Public Affairs Press. 1965. 228 p.